Сам термин «бенчмаркинг» произошел от английского слова benchmark («начало отсчета», «зарубка»). В русском языке нам более привычно слышать такое словосочетание как «перенятие опыта». Бенчмаркинг — это маркетинговый метод, представляющий собой систематическую деятельность, которая направлена на поиск, оценку и обучение на примере опыта успешных компаний.

 

Виды бенчмаркинга согласно географии его проведения.Выбор типа бенчмаркинга должен соответствовать целям и 
задачам его проведения, кратко охарактеризуем каждый из основных видов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теперь давайте вместе оценим возможности и препятствия применения каждого из перечисленных видов бенчмаркинга при условии, что наша цель: исследовать сферу обучения и развития персонала.

 

Международный бенчмаркинг:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возможные ошибки: одним из наиболее важных препятствия является так называемый «синдром ментальности». Не все западные технологии возможно применить и внедрить на российской почве. Лишь профессионалы способны создать синтез западных технологий и российской действительности.

Процесс глобализации во всем!  Кейс из практики:

 

Американская авиакомпания Southwest Airlines решила улучшить свои финансовые показатели. Опросив клиентов, менеджеры поняли, что завоевать их симпатии можно более удобным расписанием и увеличением числа рейсов. Пришли к выводу: необходимо сократить время пребывания самолета на земле, не нарушая при этом технических норм. Но как это сделать? Обратившись к опыту других авиапредприятий, компания обнаружила, что по времени обслуживания самолетов она и сейчас вне конкуренции. Кто-то из служащих обратил внимание на то, что эталоном скорости обслуживания транспортного средства считаются автогонки. Менеджеры авиакомпании изучили специальную литературу и познакомились с основными принципами командной работы техников. А затем внедрили эти же принципы у себя. Конечно, авиакомпания не смогла обслуживать самолеты с такой же скоростью, с какой в «Формуле-1»обслуживают машины, однако время на эту процедуру сократилось с 45 до 15 минут, а количество рейсов увеличилось.

 

 

Внешний конкурентный бенчмаркинг:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваши конкуренты уже 7 раз отмерили! Кейс из практики:

 

Ежедневно, просматривая рекламу по телевизору, даже непрофессионал может отследить тенденции заимствования функциональных и продуктовых идей конкурирующих компаний в сфере телекоммуникаций, FMCG и других сферах. Благодаря конкурентному бенчмаркингу на рынке постоянно появляются новые марки товаров и услуг для клиентов. Например, в своё время, одна крупная компания вывела на рынок пивную марку, которое позиционировалось как "пиво основного спроса" До этих пор Компания выпускала более дорогие сорта пива, но, увидев, какую прибыль приносит конкурентам средне ценовой продукт, решила выпустить продукт подобного уровня. 

 

 

Внешний  бенчмаркинг (иная сфера бизнеса):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ищите эффективные рецепты там, где их быть не может! Кейс из практики: 

 

История о том, как компания Xerox в начале 1980-х годовусовершенствовала сбыт своей продукции, переняв опыт компании L. L. Bean, классика практики по бенчмаркингу. Руководство Xerox выяснили, что в их логистике есть недоработки — управление складскими запасами. После долгих поисков эталона они решили изучить опыт компании L. L.Bean, и отправили туда своих представителей. Обнаружилось, что L. L. Bean активно использует в логистике информационные технологии, а также специализированным способом сортирует и размещает товары. Подобные принципы стали полезны и в Xerox.

 

Проанализировав всего лишь несколько видов бенчмаркинга, мы смело можем делать вывод о том, что нам есть чему учиться не только в сфере инновационных технологий, производства, логистики, стратегического менеджмента, но и в сфере обучения и развития самого ценного ресурса компании — человеческого капитала. На сегодняшний день, еще не все компании на российском рынке воспринимают сферу обучения персонала как инструмент, сильно влияющий на бизнес-результат, отсюда и открытость источников в сфере обучения и развития, а следовательно, существует возможность, при грамотном выборе вида бенчмаринга и постановке задач, анализировать и применять накопившийся международный опыт для успеха и развития нашей собственной компании!

 

1/1

"Не тот опытен, кому много лет, а тот, кто много видел"
 (Русская народная пословица)

 

Метод бенчмаркинга не является новым явлением в маркетинговой среде не только за рубежом, но и в России. Говоря о бенчмаркинге, мы затрагиваем, в основном, вопросы технологий, производства, продвижения и так далее, достаточно гибко обходя вопрос, связанный с перенятием технологий в области управления персоналом и обучения.

Целесообразно ли пользоваться опытом развития персонала организаций из других сфер бизнеса? Насколько это рискованно? Какие технологии по работе с человеческими ресурсами возможно перенять, а какие присущи только одной организации? На эти и другие вопросы я постараюсь ответить в материале своей статьи.

 

Для начала разберемся с терминами и типологией этого с одной стороны известного, с другой стороны уникального метода развития организации как бенчмаркинг.

 

 

 

Что можно исследовать: Бенчмаркинг процессов

· методы передачи информации:

- e-lerning

- тренинговая форма обучения

- коучинг, как индивидуальная форма развития

- построение системы обучения:

- создание корпоративных университетов

- оценка эффективности обучения (ведущие западные технологии оценки Д. Кирпатрик, ROI и т. д.)

· развитие персонала:

- ротация сотрудников внутри компании

- создание и внедрение модели компетенций

- создание Assessment Center для оценки на соответствие компетенциям.

 

 

 

 

Что можно исследовать:  Стратегический бенчмаркинг и бенчмаркинг затрат

- общий менеджмент в сфере обучения и развития:

-  бюджет и статьи затрат на обучение и развитие персонала;

- распределение затрат на обучение для различных уровней персонала;

- технологии в сфере выбора провайдера по обучению и оценке персонала;

- ориентацию на выбор на выбор провайдера по обучению, успешно зарекомендовавшего себя при работе с конкурентами;

-  построение системы обучения и развития:

- этапы развития системы обучения: создание учебного центра/корпоративного университета;

- развитие персонала:

- особенности реализации функций оценки персонала;

-  методы передачи информации:

-  сбалансированность различных методов в сфере обучения сотрудников;

-  соотношение доли обучения к рабочей деятельности сотрудников; 

 

 

 

Возможные ошибки: необходимо учитывать, что при исследовании и внедрении положительного опыта вы не застрахованы от перенятия ошибок. Так как информация на конкурентном рынке открыта лишь частично, то существует риск получить половинчатый результат. Это как в сложном механизме достаточно забыть всего одну деталь и система не будет работать. 

 

 

Что можно исследовать: Стратегический бенчмаркинг и бенчмаркинг затрат

· общий менеджмент в сфере обучения и развития:

- оценить объем бюджета и статьи затрат на обучение и развитие персонала

- распределение затрат на обучение для различных уровней персонала

- технологии в сфере выбора провайдера по обучению и оценке персонала

- ориентацию на выбор провайдера по обучению, успешно зарекомендовавшего себя при работе с конкурентами

· построение системы обучения и развития:

- роль обучения в бизнес-процессах компании

- место центра обучения и развития в структуре компании

- особенности внутренней структуры центра обучения 

· методы передачи информации:

- нестандартные технологии обучения и развития

- система подбора специалистов для внутреннего обучения

 

Возможные ошибки: технологии работы изначально не соответствуют стратегическим целям и задачам вашей компании. Всегда существует риск перенять технологии, которые невозможно адаптировать к собственным бизнес-процессам.

 

 

 

           Бенчмаркинг: книга рецептов по обучению и развитию персонала

Статья опубликована на профессиональном порталe "Trainings.ru"

leadership development ©

  • Квадратная иконка Facebook
  • Квадратная иконка Twitter
  • Квадратная иконка YouTube