Управленческий резерв или как с ним бороться?!
Статья опубликована на порталах HRM, HR-PORTAL и др.
-
Руководитель «X» не может справиться с тщеславным вкусом победы, своего превосходства над другими, при каждом удобном случае напоминает о том, кто «в доме хозяин», душит бывших коллег постоянным контролем.
Итог : сотрудники не выдерживают, снижается эффективность работы, сотрудники иногда просто уходят из компании не в силах работать «под дулом пистолета».
Рецепт : в данном случае от «звездной болезни» руководителя спасаем дополнительным контролем и наставничеством со стороны руководства компании, HR-департамента, анонимным анкетированием подчиненных в течение первых 2-3 месяцев работы, чтобы вовремя отреагировать на ситуацию.
-
Руководитель «Y» не справляется с амбициями своих подчиненных, замыкается в себе, чувствует неуверенность.
Итог : руководитель не управляет процессом, а процесс (точнее подчиненные) руководит им, у сотрудника складывается впечатление, что он не справляется с поставленными задачами и, как следствие, падает самооценка, руководитель находится в постоянном стрессе, сам отказывается от предложенной должности.
Рецепт : в такой ситуации рекомендуем первое время понаблюдать за подчиненными, выявить того, кто является неформальным лидером, создает «бурю в стакане воды» и превратить его союзники. В управлении – сделать акцент на индивидуальной работе с каждым подчиненным, ведь как говорят, «семеро одного не бояться»!
-
Руководитель «Z» действительно не справляется с поставленными задачами, не умеет мыслить стратегически, не понимает задачи бизнеса.
Итог : учитывая, что сотрудник хороший специалист и исполнитель, компания сама предлагает ему вернуться на прежнюю должность, чаще сотрудник не готов перенести «радости» понижения и, отказываясь от предложения, уходит к конкурентам.
Рецепт : прежде чем переводить сотрудника на новую должность, даем ему возможность попробовать себя, к примеру, негласно назначаем исполняющим обязанности и параллельно обучаем. Как только появятся первые плоды эффективной деятельности, можно официально объявлять о назначении. Ведь как говорят, чем выше взлетел, тем больнее падать. В данном случае у нас есть возможность замедлить процесс взлета и смягчить возможное падение.
-
Руководитель «P» создает ореол секретности вокруг своей персоны, постоянно удаляется на совещание с «любимчиками», о премиях и повышениях говорит в индивидуальном режиме, не выносит задачи отдела на общее обсуждение.
Итог : подчиненные работают в атмосфере «мы всё равно ничего не решаем», не понимают реальных задач подразделения, находятся в постоянном ожидании изменений.
Рецепт : предлагаем руководителю изменить формат стиля управления. Проводим обучение по теме «коммуникации с подчиненными», в котором раскрываем актуальность проведения совместных деловых мероприятий, учим проведению мозговых штурмов, обсуждений. При этом рекомендуем выбирать индивидуальные обсуждения как один из методов коммуникаций, но не делать его ведущим. Творческий подход к работе, привлечение всей команды к решению ключевых задач незамедлительно принесет свои плоды.
-
Руководитель «M», являясь хорошим специалистом в своей области, постоянно демонстрирует профессионализм, сноровку («а ещё и так умею, а еще… вот так»…), но при этом не обладает навыками обучения других.
Итог : подчиненные постоянно видят «идеальную модель», но как повысить эффективность работы не понимают, постоянно ждут подвоха в вопросе руководителя, работают в напряжении.
Рецепт : в базовое обучение «молодого» руководителя включаем блок обучения персонала в формате наставничества, элементы коучинга, направленные на передачу опыта и индивидуальное развитие каждого подчиненного. Подобные методы работы позволяют не просто передать опыт работы подчиненным, но и делегировать ряд задач сотрудникам с применением полученных знаний.
Многие российские компании сталкиваются с проблемой нехватки управленческих кадров, причем это касается бизнеса любой отрасли. Одним из вариантов решений является проверенный на практике способ – вырастить управленца внутри Компании. С какими же «подводными камнями» мы можем столкнуться в данной ситуации? Как дать возможность вырасти сотруднику и в тоже время не потерять его? Чему и как необходимо обучать новичков управленческого звена? Очень часто сотрудник, мечтающий о карьере в области управления людьми, к сожалению, даже не представляет, что на практике всё гораздо сложнее, чем кажется со стороны. Управлять людьми это всё равно, что родить ребенка: в один миг всё меняется, и ты уже несешь ответственность не за себя, а за других.
Практика, основанная на наблюдениях и профессиональном опыте, показывает, что зачастую «новоиспеченный» руководитель выбирает один из следующих способов поведения:
Подводя итог, делаем вывод: чем больше мы осведомлены о том, какие типичные ошибки могут допускать руководители на первоначальном этапе карьеры, подбирая к каждому из типов действия и управления определенные противодействия, основанные на наблюдении, наставничестве и обучении, мы:
1. делаем работу нового руководителя более комфортной психологически
повышаем эффективность работы подразделения в целом
2. обеспечиваем комфорт и благоприятный климат в коллективе
3. даем руководителю необходимые на практике знания
4. обеспечиваем профессиональный подход к вопросу взращивания собственных кадров.