Мысль 10. Зачем я учил математику в школе или как математика обеспечит вовлеченность моей команды?

Рано или поздно руководитель задумывается о том, стоит ли инвестировать ресурсы в набор или увеличение объема своей команды, будет ли команда обеспечивать достижение цели или будет только тратить ресурсы организации? Конечно, это зависит от целого ряда факторов, но мне бы сегодня хотелось разобрать с вами один из них - это численность вашей команды.

Как работают команды разной численности и насколько они вовлечены в процесс работы, я имею возможность наблюдать каждый день на своих тренингах и управленческих программах. А именно, если я объединяю большую группу 25 человек в 2 команды по 12-13 человек, даю им задание работать у доски/флипчарта и что-то обсуждать, то я могу заметить что несколько человек просто выпадают из процесса, это связано с тремя важными моментами.

Во-первых - это математика, то есть физиологическая причина законов общения, когда больше 10 человек обсуждают общую проблему и нет заранее заготовленной структуры этого обсуждения , то некоторым участникам попросту некуда вставить свое мнение и даже слово, так как обычно инициативу захватывают самые энергичные, доминируя громкостью своей речи силой энергетического влияния.
Во-вторых - это геометрия, физиологическая причина законов расположения, которая кстати, очень хорошо прослеживается в спортивных командах, например в футболе, если партнеры по команде вовремя не могут хорошо видеть друг друга и быть в нужно время в нужном месте, то розыгрыш меча, красивый пас и, как следствие, гол мало вероятны. Так и в аудитории люди обычно толпятся у флипчарта и два-три человека своим телом полностью берут в плен лист для записи, часть выглядывает из-за их спин, а те кто в последних рядах теряют интерес к происходящему.
В-третьих - это психология, эффект "социальной лени", который срабатывает, когда люди видят, что "тут и без меня все не плохо решается" зачем мне тратить свою энергию, если дело идет, "мне есть чем заняться еще".

В рабочей среде повторяются ровно те же законы: если вы даете одно задание сразу нескольким сотрудникам, то кто-то из них прогнозируемо внесет гораздо больший вклад, чем другие. При одном и том же уровне мотивации люди тратят больше или меньше собственных ресурсов для выполнения задания и, оказывается, это зависит не только от членов команды и их ролей, но от численности команды, которой вы даете одно задание. Это как раз и заметил французский инженер Максимильян Рингельман, который благодаря экспериментам с весом выявил, что при достижении численности в 8 и более человек, средняя вовлеченность одного сотрудника становится меньше 50%. В его экспериментах рабочие поднимали тяжелый вес и когда их было больше 15 человек он заметил, что один из них просто держался за груз и делал вид, что он его поднимает. Рингельман смог создать формулу, которая позволит нам рассчитать среднюю вовлеченность в зависимости от количества членов нашей команды.


С = 100 - 7(К-1), где С — средний индивидуальный вклад участников в работу, К — количество членов группы


При этом, если команда 10 и более человек и вы хотите добиться высокого уровня вовлеченности, то роли между сотрудниками в рамках одного задания должны быть четко распределены и каждый, достигая общую и принятую всеми цель, вносит свой личный вклад (определенную роль / функцию и ответственность в ее рамках).

Ну и высший пилотаж, это конечно сыгранность ролей в команде разной численности, когда каждый готов поддержать коллегу, другую его роль, ради достижения общей цели или осознанно взять на себя больше работы, если другой выпал из процесса или перегружен. Сыгранность и синергия команды это может не совсем математика, а скорее химия человеческих отношений, но химию мы же тоже изучали в школе, ведь правда? ;)


Ольга Цаплина - бизнес-тренер, преподаватель MBA, управляющий партнер компании Leadership Development


129 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все